Среди русских князей - более семидесяти святых!
«Русь Святая! Ни одно государство, даже Византия, не могло себя так назвать. Называли себя – «Великая Британия», «Свободная Америка», но «Cвятой» именовали только Русь. Среди русских князей 70 святых! А сколько близких к святости или гениальности управленцев наподобие Суворова, Столыпина, Ломоносова, Ермака. Даже в богоборческие времена, в 1939 году, после двадцати лет страшнейших гонений на само имя «Христианин», 49% населения во время переписи населения исповедовали себя православными. Вот какая культура у нашей России» - так начал свое выступление Епископ Тарский и Тюкалинский Савватий на круглом столе «Русские традиции управления», состоявшемся в конгресс-холле ТК «Континент» 25 февраля.
«Представители мирового лидера в области корпоративной культуры, фирмы «Тойота» говорят, что задача предприятия состоит в том, чтобы подготовить специалиста, осознающего свою профессиональную деятельность, как часть большого общего дела, любящего свое предприятие и понимающего цель своего труда.
В России, которая большую часть своей истории была страной аграрной, русский крестьянин говорит сильнее: «Урожай растит не земля, а небо». Исконная русская привычка трудиться во славу Божию рождала духовные добродетели: трудолюбие, добросовестность, послушание, трезвость, терпение - вот то небо, на почве которого вырастает стабильный урожай. Какой смысл вкладывать инвестиции туда, где лень, пьянство и воровство. Обязанность каждого руководителя – формировать духовно- нравственную культуру подчиненных.
Классическую музыку, чтобы полюбить и получать от нее эстетическое удовольствие нужно научиться понимать, нужно приложить усилие над собой, нужно возвыситься, так и русскую культуру, чтобы понять, чтобы вкусить плоды ее, надо подняться над собой. Вот в Америке на выборах президента, кандидат, чтобы показать свой культурный уровень, должен сказать, что он читал русскую классику. Например, президент Обама говорил, что читал Ф.М. Достоевского.
Говоря о русских традициях управления, мы невольно затрагиваем национальную идею. «Национальная идея или национальность - это не то, что мы думаем во времени, а то, что Бог думает о нас в вечности» - привел слова русского философа В.Соловьева епископ Савватий. От приземлённости, от маловерия и осознания своей греховности русский человек никак не может решиться принять свою национальную идею и понести ее, как крест и дар.
Русская культура в Сибири развивалась в особых условиях. В семнадцатом веке древнерусская культура достигла своего расцвета и на сибирскую землю, сеялись зрелые семена древнерусской цивилизации. Первыми школами в Сибири были первые тридцать монастырей.
Как славянский алфавит создавался специально для перевода Библии, так и в Сибири сознательно и целеустремленно, хотя и слабыми силами, создавалось общество по образу Святой Руси. Плоды не заставили себя ждать. Вы где-нибудь слышали, чтобы банкир строя банк, половину его спроектировал под детский дом? А в Таре такой банк был построен. Самый богатый человек Сибири, о благотворительности заботился не меньше, чем о сохранении капитала. Человек верующий, он говорил: «Бог наградил богатством, Он за него и спросит» В малой Таре было построено шесть двухэтажных и многопрестольных церквей.
«Мы должны понимать, что наша задача не в том, чтобы на пять талантов, приобрести еще пять талантов, или пять городов, или даже царство, или даже Царство небесное. Если райское блаженство на первом месте, то Бог в нашем мировоззрении окажется на втором месте, только средством к достижению цели.
Наша задача - воссоединиться с Богом, Творцом всего земного и небесного. Это не сложная задача, это единственная цель, смысл жизни на земле. Для этого человек сотворен по образу и по подобию Божию. Если это главная цель жизни всех людей, и подчиненных, и начальников, то в управлении и в подчинении это надо учитывать. Бог спросит с нас за это».
Владыка отметил, что для этого нам необходимо понять свои исторические корни, научиться понимать свою древнерусскую культуру, изучать русские традиции управления, надо возродить древнерусские ориентиры в мировоззрении, развить мировоззрение и воспользоваться тем бесценным богатством, которое мы получили в наследство от Святой Руси.
Иностранцы навязывают нам свою культуру, и удивляются, почему она у нас не приживается? «Это же естественно!» - говорит Владыка «У нас не та почва. На песчаной почве лучше растут корнеплоды, на черноземе зерновые и климат имеет значение. Так и почва народной души имеет особенности. Мы заботимся о том, что мы хотим производить и не заботимся о том, КТО будет все это производить. Нам нужно возродить русский дух, выработать русскую корпоративную и семейную культуру. Для этого надо потрудиться. На все анти- культурные нападки, надо быть готовыми дать ответ, для чего необходимо устойчиво встать на обе ноги, пробудить самосознание, для этого нам полезно собираться вместе, объединяться для восстановления того, что наш Президент называет цивилизационным кодом.
Говорить о национальном русском в наше время стало, к сожалению, «некорректно». У зараженного эгоизмом современного человека возникает соблазн идеи национализма или расизма. В то время, как слово « русский» прилагательное и скорее означает русского казаха, русского украинца, русского немца. У нас на далеком, бездорожном севере Тарского района, есть немецкое село Литковка. Несколько немецких семей из нее переехали в Германию, но потом вернулись в свою лишенную даже российских удобств деревню. Это не значит, что Германия хуже России, но это значит, что русский немец, не смог и не захотел стать немецким немцем, потому, что с Россией им Рай в шалаше.
Сколько в нашей истории известных имен, представителей разных национальностей, которые считали себя русскими: полководец – грузин Багратион, предок Пушкина - негр Ганнибал, выходцы из татаро-монгол - фамилия Гагариных. Генералиссимус Суворов называл русскими тех, кто православный и говорит по-русски.
Если говорить о возрождении империи, невольно встает образ сильного хищника, наподобие Америки. Представляется наиболее понятным говорить о Русской цивилизации, как культурно-историческом типе, как и предлагал Данилевский. К этому нас подводит и Президент России, говоря о цивилизационном коде, об особой русской культуре. Культуре, основанной на сострадании к слабому и правде в человеческих отношениях, поступках, мыслях и намерениях.
В Государственной Думе говорят, что культура – это духовность и традиционные ценности, выраженные в материальной сфере.
«В нас есть семя той успешной, зрелой древнерусской культуры, оно сохранилось в сибирской глубинке, надо только копнуть немножко или поднять очи сердечные вверх» - закончил свое выступление Епископ Савватий.
Долго обсуждались участниками вопросы поднятой темы, были рассмотрены и внесены предложения по объединению предпринимателей, возможно, на площадке общества благоверного Князя Александра Невского, по формированию кодекса чести предпринимателя. Так же предлагалось проведение дальнейших встреч и мероприятий, направленных на развитие производственной культуры предприятий, используя опыт ООО НПО «МИР» и иных представителей отечественной производственной культуры.